Сегодня в рамках деловой программы конференции SLS Russia 2025 прошел круглый стол «Цифровая трансформация в судостроении. Возможности и перспективы», модератором которого выступил директор Департамента развития отраслевых решений для судостроения ООО «Аскон» Александр Станиславович Петров. Он поднял вопросы реализации отечественной цифровой платформы для судостроения, наследования данных и совместимость форматов судостроительных САПР. Были затронуты вопросы цифровых технологий, а именно как связать проектирование, производство и эксплуатацию, а так же тема обучения персонала современным программным инструментам и какие требования предъявляются к новичкам.
Представитель Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Евгения Михайловна Суханова выступила с докладом на тему цифрового моделирования при разработке типовых корпусов маломерных судов с упрощёнными обводами. Основные работы ФЦИ ИПТ СПбГ МТУ выполняются с использованием комплексного сквозного решения компании АСКОН (САПР КОМПАС-3D и РLМ-комплекс, ЛОЦМАН:РLМ, ПОЛИНОМ:МDМ, ВЕРТИКАЛЬ), которое включено в Реестр российского ПО, работает на российских программных платформах и соответствует импортонезависимости программных компонентов, инфраструктуры разработки и функционирования.
Руководитель направления ЦМКБ «Алмаз» ОСК Никита Юрьевич Часовников рассказал про концепции открытого проектирования ЦМКБ «Алмаз», которая решает следующие задачи: повышение производительности и качества проектирования, объективного и «прозрачного» планирования, создание современной информационной среды для работы с заводами-строителями. Ключевой особенностью является создание единой модели, в которой работают специалисты всех специализаций, а документация выпускается непосредственно из этой модели. Важным преимуществом системы заявлена возможность предоставления заводу-строителю доступа к электронной модели для технологической подготовки и строительства.
Директор по маркетингу и инновациям ООО «Фидесис» Сергей Владимирович Мельченко представил практические кейсы использования инженерных расчетов для маломерного судостроения, демонстрируя возможности отечественных разработок в этой области.
Представитель Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Мария Александровна Стеткар поделилась опытом АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» в рамках масштабного проекта модернизации. Одним из ключевых этапов стало создание детализированной Цифровой Информационной Модели шаланды проекта НВ600, включая модели деталей и узлов объемных секций. Этот опыт является важным шагом на пути к внедрению технологий цифрового производства в российском судостроении.
В завершении модератор конференции поднял ряд острых вопросов, касающихся функциональности существующих САПР и проблем, связанных с использованием устаревших версий зарубежного программного обеспечения:
1. Какие ключевые функциональные области текущих зарубежных судостроительных САПР-решений наиболее полно покрывают потребности КБ, и где есть основные пробелы или ограничения.
2. С учетом использования устаревших версий зарубежного ПО и предстоящего прекращения поддержки старых ОС какие стратегии перехода или технические рассматривают предприятия для обеспечения работоспособности критически важных судостроительных САПР после 2025 года
3. Какие технические и организационные подходы видятся возможными для обеспечения работы существующих зарубежных судостроительных САПР в среде отечественных ОС и СУБД, требуемых для объектов морской техники и насколько реалистична их адаптация в текущих условиях.
Представитель Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Евгения Михайловна Суханова выступила с докладом на тему цифрового моделирования при разработке типовых корпусов маломерных судов с упрощёнными обводами. Основные работы ФЦИ ИПТ СПбГ МТУ выполняются с использованием комплексного сквозного решения компании АСКОН (САПР КОМПАС-3D и РLМ-комплекс, ЛОЦМАН:РLМ, ПОЛИНОМ:МDМ, ВЕРТИКАЛЬ), которое включено в Реестр российского ПО, работает на российских программных платформах и соответствует импортонезависимости программных компонентов, инфраструктуры разработки и функционирования.
Руководитель направления ЦМКБ «Алмаз» ОСК Никита Юрьевич Часовников рассказал про концепции открытого проектирования ЦМКБ «Алмаз», которая решает следующие задачи: повышение производительности и качества проектирования, объективного и «прозрачного» планирования, создание современной информационной среды для работы с заводами-строителями. Ключевой особенностью является создание единой модели, в которой работают специалисты всех специализаций, а документация выпускается непосредственно из этой модели. Важным преимуществом системы заявлена возможность предоставления заводу-строителю доступа к электронной модели для технологической подготовки и строительства.
Директор по маркетингу и инновациям ООО «Фидесис» Сергей Владимирович Мельченко представил практические кейсы использования инженерных расчетов для маломерного судостроения, демонстрируя возможности отечественных разработок в этой области.
Представитель Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Мария Александровна Стеткар поделилась опытом АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» в рамках масштабного проекта модернизации. Одним из ключевых этапов стало создание детализированной Цифровой Информационной Модели шаланды проекта НВ600, включая модели деталей и узлов объемных секций. Этот опыт является важным шагом на пути к внедрению технологий цифрового производства в российском судостроении.
В завершении модератор конференции поднял ряд острых вопросов, касающихся функциональности существующих САПР и проблем, связанных с использованием устаревших версий зарубежного программного обеспечения:
1. Какие ключевые функциональные области текущих зарубежных судостроительных САПР-решений наиболее полно покрывают потребности КБ, и где есть основные пробелы или ограничения.
2. С учетом использования устаревших версий зарубежного ПО и предстоящего прекращения поддержки старых ОС какие стратегии перехода или технические рассматривают предприятия для обеспечения работоспособности критически важных судостроительных САПР после 2025 года
3. Какие технические и организационные подходы видятся возможными для обеспечения работы существующих зарубежных судостроительных САПР в среде отечественных ОС и СУБД, требуемых для объектов морской техники и насколько реалистична их адаптация в текущих условиях.
